Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому наше учреждение в течение последних лет в качестве одной из задач образовательного процесса ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников.
Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в нашем городе. В соответствии с этими факторами педагогическим коллективом учреждения были определены условия, необходимые для решения поставленной задачи:
- Создать в ДОУ условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников.
- Осуществлять здоровьесберегающий образовательный процесс.
- Обеспечить реализацию в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Главными экспертами на данном этапе являются медицинские работники и родители детей, которые особенно внимательно наблюдают за состоянием здоровья детей, их эмоциональным состоянием, поведением и общением.
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения.
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Согласно СанПиН разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна;
- составляется расписание ООД (занятий) для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени ООД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
Во время проведения образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы – физкультминутки.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
В детском саду проводятся спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные и фольклорные).
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе – сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (круглый стол, родительский клуб, праздники, конкурсы, экскурсии).
Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.
Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ – сбалансированное, разнообразное, достаточное.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы.